Управление трудовыми ресурсами сельского хозяйства
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Топ Новостей

Стихийное и сознательное управление трудовыми ресурсами

Как известно, поведение человека в его общественной жизни может детерминироваться внутренними, естественными факторами и внешними (природными, социальными). Последние первоначально выступают как нечто принудительное, лишь затем «овнутряемое».

В процессе исторического усложнения социальной жизни «естественно действующие» факторы человеческого поведения (собственно природные и ставшие «второй», «внутренней» природой индивида) становятся недостаточными для обеспечения социально необходимых действий. Формируется и развивается социальное управление, т. е. воздействие на общество, его различные структуры, на индивидов с целью определенного упорядочения социальных процессов и явлений, сохранения их качественной специфики, совершенствования и развития.

В литературе различают стихийное управление (воздействие его на поведение отдельных индивидов и их ассоциаций — результат перекрещивания различных социальных сил, массы случайных единичных актов) и сознательное управление (осуществляемое социальными институтами и организациями — государством, политическими партиями и др.). По этому поводу были высказаны сомнения, на наш взгляд, основательные. Так, Д. Н. Бахрах полагает, что социальная цель (добавим, социальная и объективированная цель) — атрибутивное качество социального управления. Поэтому оно может быть лишь сознательным. Регулирование же, упорядочение общественных отношений может осуществляться и стихийно, и сознательно. Далее Д. Н. Бахрах делает вывод, что управление — особый вид регулирования. А вот с этим, по нашему убеждению, согласиться нельзя. В социальном управлении (и особенно его высшем типе — научном управлении) регулирование, понимаемое как упорядочивающее внешнее воздействие в форме нормативных или индивидуальных актов (правовых и неправовых), является функцией субъекта управления, особых политических институтов и организаций. Однако управляющее воздействие этих институтов нельзя свести только к регулированию. Вряд ли можно определить как регулирование (в традиционном его понимании) идеологическую деятельность, воспитание, направленные на формирование в человеке убеждений, согласно которым он и управляет самим собой.

Вместе с тем и в современных условиях регулирование может осуществляться и вне социального управления, на основе спонтанно складывающихся социальных норм (обычаев, традиций).

В рамках социального управления регулирование выступает не только как его функция, как важнейшая форма управляющего воздействия, как средство управления. В той мере, в какой регулируются формирование и деятельность субъектов управления, управляющей подсистемы, регулирование является основой той или иной системы управления.

Сказанное в полной мере относится и к взаимосвязям понятий «управление» и «регулирование» применительно к трудовым ресурсам сельского хозяйства.
В своем подходе к управлению трудовыми ресурсами сельского хозяйства мы исходим из понимания его (как и социального управления вообще) двойственной природы: организационно-технологической и политической.

За предоставленную статью благодарим компанию ХостерМедиа, занимающуюся поисковым продвижением в Бишкеке и другими он-лайн услугами.
Яндекс.Метрика