Управление трудовыми ресурсами сельского хозяйства
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Топ Новостей

Рабочему придется в точности придерживаться инструкционной карты

Мы хотим сейчас привести несколько характерных цитат из Тейлора и Гилбрета, которые показывают, как они, будучи инженерами, столкнулись с «педагогической» проблемой.

Тейлор говорил: «Самой важной и трудной задачей для организатора является подбор и обучение специальных мастеров, которые будут руководить и давать указания рабочим. Его успех будет главным образом зависеть от умения переделать и обучить. Таких людей найти нельзя, их надо создать».

Еще более четко это формулировал Гилбрет: «Главное затруднение при проведении научной организации труда состоит в борьбе со старыми методами обучения».

Тот же Гилбрет говорит: «При научной организации отпадают все старые, отжившие формы, в особенности из устной передачи невежественными мастерами, не имеющими никакого понятия о педагогике, традиции ремесла.

Установочный метод ЦИТа, который в настоящее время все более и более пронизывает все другие формы подготовки рабочей силы (и не цитовские), характерен не системой определенных знаний, а только одним: рассчитанным поведением работника во время работы; следовательно, это метод установления производственного поведения.

Эмбрионом этого метода мы можем считать именно ту инструкционную карточку, которую ввел в обращение Тейлор, а предчувствовал еще А. Смит, раскрывая картину мануфактуры. Соответствующие формулировки, очень краткие, есть у Гилбрета: «Рабочему придется в точности придерживаться инструкционной карты».

Если, следовательно, в ремесле задача ставилась создать строго корпоративных рабочих, приверженных не только к ремеслу как к таковому, но и к его застывшему кодексу, застывшему и нерушимому, к его секретам; если для школьного метода характерно обладание системой знаний, не связанных с производственным заданием, то для установочного метода характерно рассчитанное поведение, характерны определенные рефлексы, превращающиеся в инстинкты, в инстинктивное аналитическое оружие, направленное не только к тому, чтобы усвоить данное ремесло или данную систему знаний, а к тому, чтобы расчленять все еще не расчлененное, все маловидимое и делать его видимым.

Этим методам, понятно, соответствуют и свои формы. Если форма ремесла была застывшей, где всегда первым делом спрашивали, сколько же лет учились, сколько лет были в корпоративном состоянии, если при школьном методе спрашивали и спрашивают, и сколько лет учились, и сколько знаешь, то в установочном методе критерием является именно тип поведения обучающегося. В этом методе нет ничего, что бы могло застыть. В нем основа всего анализ и способность с его помощью дать синтетическое построение. Маркс говорит: «Современная промышленность никогда не рассматривает и не трактует существующую форму известного производственного процесса как окончательную. Поэтому ее технический базис революционный, между тем у всех прежних способов производства был по существу консервативен».

Ремесло не только охраняло себя как определенную технико-экономическую форму, ко оно охраняло себя и в смысле выдерживания учеников в сроках. Семилетний срок обучения был характерен для ремесла. Его потом пришлось под напором крупной промышленности свести к пяти и четырем годам и до сих пор с ревностью, достойной лучших дел, ремесло отстаивает эту стандартность сроков.

Яндекс.Метрика