Управление трудовыми ресурсами сельского хозяйства
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Топ Новостей

Сжатая формулировка доктрины

В общих чертах наша установочная методика была зафиксирована в докладе, который мы сделали комитету изысканий ЦИТа; сжатое протокольное изложение этого доклада мы здесь и приводим.

«Всматриваясь в методику обучения слесарным операциям Педагогической лаборатории ЦИТ и в то, как эта методика слагалась, нельзя не заметить проникающей во всю эту методику гипотезы, все более и более затем подтверждаемой фактами, а именно, гипотезы об «установках», об особом значении вещевых и биологических моментов, предопределяющих форму и характер рабочих движений. Эти установки мыслятся не только как уже готовые, привычные реакции, но и как реакции, создаваемые планомерно, с предписанием определенной последовательности их осложнения (сила, форма, координация, количество включаемых в движение мышц, органов и т. д.).

Биологические установки в сочетании с организационными включают индивида в определенный организационно-вещевой комплекс. В зависимости же от преобладания в них преимущественно нервно-мышечных моментов могут быть различаемы: физиологические, психологические и т. д. Установки.

Сумма всех установок работника на какое-либо движение представляет биограмму его в отношении данного движения.

В Педагогической лаборатории ЦИТа при поисках метода обучения рубке зубилом шли сначала чисто эмпирически к разложению этого комплекса на составные части, причем стремились начинать с простейших операций, имеющих и простейшие реакции, и путем постепенного осложнения этих реакций дополнительными установками шли к овладению всем процессом. Овладение процессом фиксировалось в определенной инструкции, которая в свое время была дана лабораторией.
На ряде примеров докладчик уясняет выдвигаемое им понятие. В качестве примеров приводятся:

  1. Разделы брошюры «Как надо работать». Отдельные пункты — это установки, дающие в целом общую организационно-вещевую координационную и нервно-мышечную установку работы.
  2. Пункты педагогической инструкции рубки зубилом — это тоже ряд последовательных установок: на темп, меткость, силу, координацию и т. д.
  3. Всякий репетиционный акт (прицел при игре в городки, легкий приудар по зубилу и т. д.) есть та же установка.

При таком истолковании того большого опыта, который накопился у Педагогической лаборатории, естественно было перейти к более детальному лабораторному построению аналитического установочного графика той же самой рубки. Этот график точнее уясняет постепенное наслаивание установок, намечает и выдвигает новые проблемы, которые, естественно, должны быть решены соответствующими лабораториями.

Докладчик демонстрирует график, заключающий в себе до 60 отдельных моментов.
При таком детальном прослеживании того, как движение детерминируется соответствующими установками, мы не можем не прийти к заключению, что установка — это все, а движение — ничто.

Наконец, как на очень интересную проблему, возникающую в связи с изучением установок, докладчик указывает на проблему смены установок: интересно проследить процесс этой смены, а также частный случай ее — торможение двигательного акта. Докладчик демонстрирует циклографические снимки заторможенного движения при смене цели и указывает на то, что такого рода циклограммы могут дать существенный материал для психологической лаборатории при изучении ею различных двигательных реакций и их скорости».

Яндекс.Метрика